школа
  • +7 (47343) 9-11-32
Парижская Коммуна, Совхозная ул, 42

Служба школьной медиации

                                           П Р И К А З

                    по МКОУ «Парижскокоммунская СОШ»

 

    № 12                                                          от 12 марта 2016 г.

 

                  О создании службы школьной медиации.

 

   На основании приказа департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 21.07. 2014 г. № 810 «О создании служб школьной медиации в образовательных организациях Воронежской области», в целях реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы и разрешения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса

             ПРИКАЗЫВАЮ:

 

  1. Создать службу школьной медиации в составе:

Руководитель/куратор службы – Ерёмина В.А.

Специалисты службы:

- учитель – Бодрова В.Н.

2. Утвердить «Положение о службе школьной медиации МКОУ «Парижскокоммунская СОШ».

3. Возложить ответственность за организацию деятельности школьной службы медиации на руководителя/куратора службы Ерёмину В.А.

4. Ответственному за ведение школьного сайта Валяевой Н.А. разместить на сайте школы и систематически обновлять информацию о деятельности службы школьной медиации.

5. Контроль исполнения данного приказа возложить на заместителя директора Ткачеву А.И.

 

                                  Директор школы                      В.Н. Ерёмин

 

 

                                     П А С П О Р Т

службы школьной медиации МКОУ «Парижскокоммунская СОШ»

                                 на 2018-2019 учебный год

 

                               служба школьной медиации

 

1.

Учреждение

МКОУ «Парижскокоммунская СОШ

2.

Адрес, телефон

с. Парижская Коммуна ул. Совхозная, 42, т.8(47343)91-1-32

3.

Директор

Еремин Владимир Николаевич

4.

Руководитель службы школьной медиации

Еремина Валентина Алексеевна

 

 

Нормативно-правовое обеспечение деятельности службы школьной медиации

 

1.

Приказ по учреждению

25.03. 2016  № 12

2.

Положение о службе школьной медиации

25.03. 2016  № 12

 

 

Кадровое обеспечение

 

 

Куратор

Ф.И.О.

Основная должность

Обучение восстановит. технологиям

Количество реализованных программ

 

Еремина Валентина Алексеевна

учитель

да

72 часа

 

Медиаторы

 

 

 

1.

Бодрова Валентина Николаевна

учитель

нет

 

 

 

 

СЛУЖБА ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

Если вы:

  • поругались или подрались
  • у вас что-то украли, вас побили и вы знаете обидчика
  • если вас обижают в классе и т.д.

ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ В  СЛУЖБУ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

Работа службы направлена на помощь ученикам школы  в мирном разрешении конфликтов. Программы примирения могут проводиться службой только при добровольном участии  всех сторон  конфликта. Это альтернативный путь разрешения  конфликта. Люди, ведущие примирительную встречу не будут судить, ругать, кого-то защищать или что-то советовать. Их задача – помочь вам самим  спокойно разрешить свой конфликт. То есть главными участниками встречи будете вы сами.

Условия, при которых ситуация  конфликтная может  быть рассмотрена службой:

  1. Стороны признают свое участие в конфликте или криминальной ситуации (но не обязательно признают свою неправоту) и стремятся ее разрешить;
  2. Сторонам больше 10 лет.
  3. Стороны не употребляют наркотические вещества  и психически здоровы (поскольку в противном случае они не могут брать на себя ответственность за свои поступки);
  4. Желательно, чтобы информация о ситуации не передавалась (и на время рассмотрения службой не будет передана) в другие структуры (педсовет, совет по профилактике,  обсуждение на классном часе и т.п.).
  5. Если в конфликте участвуют учителя или родители, на встрече  возможно  присутствие взрослого ведущего.

Если вы решили обратиться  в службу, то вам надо встретиться с Ереминой Валентиной АлексеевнойПосле этого с каждым из участников будет проведено обсуждение его отношения  к случившемуся и желания участвовать во встрече. В случае добровольного согласия сторон, проводится примирительная встреча, на которой обсуждаются следующие  вопросы:

  • каковы последствия ситуации для обеих сторон; 
  • каким образом разрешить ситуацию;
  • как сделать, чтобы этого не повторилось.

При необходимости составляется план по возмещению ущерба и социально-психологической реабилитации сторон. На встрече   выполняются следующие правила:

  1. Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
  2. На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
  3. Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.

Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.

ПРИНЦИПЫ МЕДИАЦИИ

  • Добровольность участия сторон.

Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в восстановительной программе как до ее начала, так и в ходе самой программы.  

  • Информированность сторон  

Ведущий программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути восстановительной программы, ее процессе и возможных последствиях.

  • Нейтральность ведущего программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций

Ведущий программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если ведущий чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому ведущему (медиатору) или прекратить медиацию. Ведущий нейтрален к сторонам, но не нейтрален к факту причинения вреда, то есть контролирует, что на встрече стороны должны обсудить заглаживание обидчиком причиненного вреда.

  • Конфиденциальность в программах восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций

Программа восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций носит конфиденциальный характер. Ведущий программ или служба примирения обеспечивает конфиденциальность происходящего на медиации. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления: ведущий заранее ставит участников в известность, что при наличии данной информации она будет передана администрации. 

  • Ответственность сторон и ведущего

Ведущий программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций отвечает за безопасность участников на совместной встрече в программе восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций, а также за соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации.

Ответственность за результат программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций несут участвующие в ней стороны конфликта. Ведущий не может рекомендовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта. 

Руководитель службы школьной медиации МКОУ "Парижскокоммунская СОШ":

Еремина Валентина Алексеевна


                                                                                Утверждаю:

                                                                                Директор МКОУ

                                                                                «Парижскокоммунская СОШ»

                                                                                 ___________В.Н. Еремин

 

                                     Г Р А Ф И К

        работы службы школьной медиации

                на 2018 – 2019 учебный год

 

 

Дни   недели

     время

  кабинет

медиатор

Понедельник

12.00 – 13.00

№ 1 Нач. кл.

Еремина В.А.

Вторник

14.00 – 15.00

№ 3

Бодрова В.Н.

Среда

12.00 – 13.00

№ 1 Нач. кл.

Еремина В.А.

Четверг

14.00 – 15.00

№ 3

Бодрова В.Н.

Пятница

12.00 – 15.00

№ 1 Нач. кл.

Еремина В.А.




План работы

службы медиации МКОУ»Парижскокоммунская СОШ»)

Верхнехавского муниципального района Воронежской области

на 2018- 2019 учебный год

 

№ п/п

Мероприятия

Целевая группа

Сроки проведения

Ответственный

I. Проведение программ восстановительной медиации

1

Сбор информации и анализ документов по конфликтным ситуациям для проведения восстановительных процедур.

Учащиеся 4-11 классов 

по мере необходимости

Члены ШСМ.

2

Работа службы по разрешению поступающих конфликтных ситуаций в соответствии с порядком работы медиатора

Учащиеся 1-11 классов 

 

по мере необходимости в течение учебного года

 

Члены ШСМ.

3

Консультирование законных представителей несовершеннолетних, специалистов, работающих с участниками реализуемых восстановительных программ

Родители

 

по мере необходимости

Члены ШСМ.

4

Включение элементов восстановительных практик в различные воспитательные формы и мероприятия

Учащиеся 1-11 классов 

постоянно

Зам. директора по УВР, члены ШСМ

II. Проведение профилактической работы

5

Выполнение «Программы по профилактике конфликтов в школьной среде»

Учащиеся 1-11 классов 

ежемесячно 

Руководитель,  члены ШСМ.

 

 

 

 

 

III. Участие в областных мероприятиях (семинары, вебинары и т.д.)

 

 

Медиаторы,

специалисты Службы

 

 

 

 

 

 

 

IV. Проведение информационно-просветительской работы

6

Формирование электронной библиотеки «Восстановительные технологии» и работа ШСМ

Учащиеся, родители, педагоги

в течение учебного года

Члены ШСМ

7

Разработка серии занятий по обучению работе по восстановительным программам медиаторов (обучающиеся 8-11 классы)

Учащиеся 8-11 классов 

октябрь

Медиаторы службы.

8

Разработка памятки «Поведение в конфликтных ситуациях»

Учащиеся 1-11 классов 

декабрь

Социальный педагог, члены ШСМ  

9

Организация волонтёрского движения «Мы за мир»

Учащиеся 7-11 классов 

апрель

Члены ШСМ 

 

 

 

Руководитель службы школьной медиации ________________

 

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Парижскокоммунская средняя  общеобразовательная школа»

Верхнехавского муниципального района Воронежской области

 

 

УТВЕРЖДЕНО

                                                                          Приказом по МКОУ

                                                                                           «Парижскокоммунская СОШ»

                                                                                              от «21» сентября 2018г.  № 58-о

Директор школы:______________ 

                                  / В.Н. Еремин /

 

 

ПРОГРАММА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО МЕДИАЦИИ

 

 

 




Составитель:

 Еремина Валентина Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Парижская Коммуна  2018 г.

Пояснительная записка

Служба медиации осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании», Положения, а так же в соответствии с «Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 – 2020 годы», ФГОС основного (полного) образования и стандартам восстановительной медиации от 2009 года.        Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в частности, на принципе свободного развития личности, воспитании взаимоуважения, ответственности и т.д.

          В статье №45 «Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» указывается, что в организации, осуществляющей образовательную деятельность, создается «Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений».                   

В МКОУ «Парижскокоммунская  СОШ» служба медиации способствует реализации требований ФГОС среднего общего образования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: «Личностные результаты должны отражать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения». Служба медиации действует на основании действующего законодательства и Положения о школьной службе медиации.

Цель: распространение среди родителей цивилизованных форм разрешения конфликтов; воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам);

 Задачи:

1. проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д.) для участников конфликтов;

2. создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки;

3.  информирование родителей о принципах и ценностях восстановительной медиации.

 

Тематический план работы школы по погружению в тему

«Школьная служба медиации»

участников образовательных отношений на  2018 – 2019

Образовательные события

Кол-во часов

 

Участники 

Ответственные

 

1

Медиация в школе (показ презентации о СШМ)

1

Родители

Заместитель директора по ВР, педагоги

2

Тематический лекторий «Круг заботы»

1

Родители

Заместитель директора по ВР, педагог

3

Практическое занятие «Идеальный переговорщик»

1

Родители

Заместитель директора по ВР, соц.педагог

4

Мини-тренинг « Развитие навыков эффективного поведения в конфликтах»

1

Родители

Заместитель директора по ВР, соц.педагог

5

Тематический лекторий «Этническая толерантность»

1

Родители

Заместитель директора по ВР, кл. руководители

6

Круглый стол «Профилактика агрессивного поведения»

1

Родители

Заместитель директора по ВР, соц.педагог

7

Встреча родителей с секретарем КДНиЗП

1

Родители

Заместитель директора по ВР

8

Выпуск тематических газет «Для вас, родители!»

1

Родители

Заместитель директора по ВР

Планируемые результаты:

- знание норм и правил межличностного общения, социального взаимодействия в рамках общего образовательного пространства с субъектами образовательного процесса;

- умения формулировать и отстаивать объективную оценку реальной ситуации, отбирать эффективные способы конструктивного разрешения конфликта;

- владение техниками, методиками разрешения спора, приводящих стороны конфликта к разрешению разногласий.

Работа с родителями:

- Описание работы со случаями;

- Проведение аналитической встречи со сторонами конфликтов (через 2–4 недели после медиации); 

- Взаимодействие с КДН и ЗП по правонарушениям несовершеннолетних (в том числе повторным);

- Внедрение элементов восстановительной культуры и восстановительных практик в методические советы, родительские собрания;

- Обсуждение потенциально конфликтных ситуаций (приход новичков в класс и пр.) и работа по снижению риска конфликтов. 

Чем служба примирения может помочь родителям?

1. Родители могут обратиться в службу в случае конфликта со своими детьми, чтобы лучше понять их и уметь договориться с ним;

2. Родители могут обратиться в службу в случае конфликта с учителем;

3. Родители и родительский комитет могут обратиться в службу по поводу конфликтов с администрацией;

4.  Родители могут освоить навыки восстановительного способа разрешения конфликтов и использовать их в соответствующих ситуациях.

 

 

 

Информационные ресурсы

1. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство. /под общей редакцией Карнозовой Л.М. – М.: МОО Центр ≪Судебно-правовая  реформа≫, 2012.

2. Коновалова О.В. Организация деятельности школьных служб примирения в образовательных учреждениях Пензенской области. Сборник материалов. Пенза 2013. 

3. Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник материалов. Составитель и ответственный редактор Н.Л. Хананашвили. М: Фонд «Новая Евразия», 2012.

4. http://www.671601.ru/index.php/proekt-mediatsiya-v-dejstvii/oproekte/73-projectinfo

5. http://irkmediator.ru/projects/proekt-put-k-soglasiyu-mediaciya-kakinnovacionnyy-institut-grazhdanskogo-obshchestva

6. http://www.8-926-145-87-01.ru/

7. http://mediators.ru/rus/course/school/

8. http://www.rg.ru/2011/03/23/mediacia-dok.html

 



УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ

«Парижскокоммунск»ая СОШ

________________В.Н. Еремин

Приказ № 12 от 25.03.2016 г

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О СЛУЖБЕ МЕДИАЦИИ

МКОУ «Парижскокоммунская СОШ»

 

 

  1. Общие положения.

Служба медиации является направлением воспитательной работы в МКОУ «Парижскокоммунская СОШ» в виде деятельности, направленной на урегулирование и разрешение конфликтов на основе добровольных усилий педагогов, обучающихся и их родителей (законныхпредставителей).

1.1.                                                         Служба медиации осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства, в том числе:

-                            Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

-     Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 №193-ФЗ;

-   настоящегоПоложения;

-    методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ (направлены письмом № ВК844/07 от18.11.2013);

-      Концепции развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 01.09.2018 года №1837);

 

  1. Нормативно-правовая база, определяющая условия и регламент проведения процедуры медиации.

2.1.              В части 2 статьи 1 Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-ФЗ устанавливается круг споров, применение процедуры медиации по отношению к которым регулируется данным Федеральным законом. Речь идет о спорах, возникающих из гражданских правоотношений (в том числе связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности), а также трудовых и семейных правоотношений.

                     


2.2.          Семейные споры возникают из нарушения прав и неисполнения обязанностей, устанавливаемых «Семейным кодексом Российской Федерации».

2.3.              Условия и регламент проведения процедуры медиации в МКОУ «Парижскокоммунская СОШ» применительно к конфликтам, подпадающим под определение гражданско- правового, трудового или семейного спора (как они понимаются в соответствие с законодательством Российской Федерации), определяется Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 №193-ФЗ.

2.4.              Условия и регламент проведения процедуры медиации в МКОУ «Парижскокоммунская СОШ» применительно к конфликтам, не подпадающим под определение гражданско-правового, трудового или семейного спора, определяется методическими рекомендациями федерального и регионального уровней и настоящим положением.

  1. Цели и задачи службы медиации.

3.1.        Целями службы медиации является:

3.1.1.  Популяризация среди обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогов альтернативных способов разрешения конфликтов, развитие культуры диалога;

3.1.2.  Помощь в разрешении конфликтных ситуаций на основе принципов медиации;

3.1.3.   Создание альтернативы административному способу реагирования на конфликты, содействие снижению количества административных обращений;

3.1.4.    Повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса, в том числе в сфере эффективной коммуникации в конфликте.

3.2.  Задачами службы медиации являются:

3.2.1.  Проведение медиаций и школьных конференций;

3.2.2.  Обучение альтернативным методам урегулирования и разрешения конфликтов обучающихся образовательного учреждения;

3.2.3.    Информирование обучающихся и педагогов о принципах и возможностях медиации.

  1. Принципы деятельности службы медиации.

4.1.        Деятельность службы медиации основана на следующих принципах:

4.1.1.   Принцип добровольности, предполагающий как добровольное содействие обучающихся в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в медиации.

4.1.2.  Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство специалистов службы медиации не разглашать полученные в ходе своей деятельности сведения. Исключение составляет информация о готовящемся преступлении, а также медиативное соглашение (по согласованию с участниками встречи и подписанное ими).

4.1.3.  Принцип нейтральности, не позволяющий специалистам службы медиации принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что специалисты службы медиации не выясняют вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а являются независимыми посредниками, помогающими сторонам самостоятельно найти взаимоприемлемое решение.

4.1.4.   Принцип равноправия, утверждающий равное право сторон оценивать конфликтную ситуацию и высказывать свою точку зрения, обсуждать свои эмоциии


интересы, участвовать в выработке и принятии решений. У сторон также есть равные права на внимание и время медиатора.

  1. Порядок формирования службы медиации.

5.1.                          Руководителем службы может быть заместитель директора по воспитательной/учебно-воспитательной работе, педагог-психолог, социальный педагог или другой педагогический работник образовательного учреждения, на которого возлагаются обязанности по руководству службой медиации приказом директора образовательного учреждения.

5.2.          Проводить процедуру медиации может только сотрудник службы, прошедший обучение проведению процедуры медиации.

5.3.        Содействовать в работе службы медиации могут обучающиеся, ознакомленные с процедурой и прошедшие обучение, с согласия родителей (законных представителей).

  1. Порядок работы службы медиации.

6.1.               Служба медиации может получать информацию о случаях конфликтного характера от педагогов, обучающихся, представителей администрации образовательного учреждения, специалистов службы медиации, родителей (законных представителей).

6.2.             Решение о целесообразности проведения процедуры медиации принимается службой медиации в тех случаях, когда иное не предусмотрено действующим законодательством.

6.3.          Процедура медиации начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной процедуре. Если действия одной стороны или обеих сторон могут быть квалифицированы как нарушение дисциплины, для проведения медиации также необходимо письменное согласие родителей (законных представителей).

6.4.         Процедура медиации не проводится с обучающимися младше 10 лет, а также с лицами, страдающими психическими заболеваниями.

6.5.         Сотрудники образовательного учреждения информируют стороны конфликта о возможности обратиться в службу медиации. Переговоры с родителями (законными представителями) и сотрудниками образовательного учреждения по организации процедуры медиации проводит руководитель службы или её сотрудники из числа педагогов.

6.6.               Служба медиации самостоятельно определяет сроки и этапы проведения медиации в тех случаях, когда иное не предусмотрено действующим законодательством.

6.7.        В случае если в ходе медиации конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном или устном соглашении в тех случаях, когда иное не предусмотрено действующим законодательством.

6.8.         Копия соглашения может быть предоставлена администрации образовательного учреждения только при письменном согласии сторон.

6.9.        Служба медиации содействует в определении способа выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в соглашении, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств сотрудники службы медиации могут проводить дополнительные встречи сторон с целью оказания помощи в установлении причин и трудностей, а также в поиске путей их преодоления, что может быть оговорено в письменном или устном соглашении.

6.10.               Ответственность за возможные нарушения при осуществлении медиации наступает в соответствии с действующим законодательством.


6.11.             При необходимости специалисты службы медиации информируют стороны конфликта о возможности прибегнуть к помощи других специалистов и служб (социального педагога, психолога, юриста и прочее).

6.12.         Деятельность службы медиации фиксируется в обобщенном виде в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы и доступ к которым имеет только руководитель службы в тех случаях, когда иное не предусмотрено действующим законодательством.

6.13.                        При необходимости представитель администрации образовательного учреждения, курирующий службу медиации или являющийся её сотрудником, организует проведение супервизий для специалистов службы медиации образовательного учреждения, а также обеспечивает участие её представителя в собраниях ассоциации (сообщества)медиаторов.

  1. Организация деятельности службы медиации.

7.1.                Службе медиации по согласованию с администрацией в МКОУ «Парижскокоммунская СОШ» предоставляется помещение для встреч и проведения медиаций, а также возможность использовать иные ресурсы образовательного учреждения, такие как оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие.

7.2.          Должностные лица образовательного учреждения оказывают службе медиации содействие в распространении информации о её деятельности и возможностях среди педагогов и обучающихся.

7.3.           Специалисты службы медиации имеют право на получение услуг психолога, социального педагога и других специалистов образовательного учреждения.

7.4.              Администрация образовательного учреждения содействует взаимодействию службы медиации с социальными службами и другими организациями района и города. Администрация содействует обращению педагогов образовательного учреждения в службу медиации.

7.5.        Один раз в полугодие служба медиации проводит организационное совещание.

  1. Заключительные положения.

8.1.        Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.

8.2.              Изменения в настоящее положение вносятся директором образовательного учреждения по согласованию со службой медиации.

8.3.                 Инициаторами изменений, вносимых в положение о службе школьной медиации, могут стать представители администрации образовательного учреждения, специалисты службы медиации образовательного учреждения, а также представители органов школьного самоуправления.